Блог
2Ноя2017

Страховая компания банкрот – советы потерпевшим и виновникам

В последнее время случаи неплатёжеспособности страховых компаний, которые владеют значительными портфелями по ОСАГО перестали быть редкостью. Это создаёт ситуацию неопределённости в отношениях между потерпевшими в результате ДТП и застрахованными. Многие не могут правильно спланировать свои действия, оказавшись в такой ситуации, что приводит к необоснованным потерям денег и исключает возможность решения вопроса о страховом возмещении в принципе.

Что мы бы рекомендовали делать виновникам ДТП в таких ситуациях

Изначально необходимо решить вопрос о том, чтобы оградить себя от возможных претензий в связи с ДТП от возможных правопреемников страховой компании, а также создать условия для компенсации ущерба потерпевшим со стороны Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Для этого, необходимо получить от страховщика копию уведомления о наступлении страхового события. Это исключает возможность предъявления регрессных требований в связи с пропуском уведомления страховщика о наступлении страхового события. Мы сталкивались с такими ситуациями десятки раз. Практически все клиенты страховой компаний, которые являются виновниками ДТП, не настаивают на получении копии уведомления о наступлении страхового события с отметкой страховой компании в момент его оформления. В дальнейшем это исключает возможность доказать обращение в страховую компанию в принципе. Практика показывает, что в случае неплатёжеспособности, регрессный портфель страховой компании передаётся коллекторам, документы передаются не аккуратно, что-то теряется, какие-то документы не учитываются или намеренно уничтожаются. Это даёт возможность правопреемникам предъявить регрессные требования к клиенту, даже если он добросовестно выполнил свои обязанности в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». И доказать надлежащее исполнение в данном случае не представляется возможным. Поэтому имеет смысл, узнав о лишении своего страховщика лицензии, обратиться в его офис и попросить письменно подтвердить получение уведомления о наступлении страхового события. Если офисы страховщика закрыты, то имеет смысл направить письмо по его юридическому адресу с описью и обратным уведомлением. Куда вложить уведомление о наступлении страхового события, а также сопроводительное письмо, о том, что данное уведомление направляется повторно в связи с тем, что страховщик не подтвердил его получение ранее. Все чеки, подтверждающие отправку, уведомление о получении или возвращённый конверт необходимо хранить. Эти документы в дальнейшем могут пригодиться в переговорах с потерпевшим в ДТП или в суде. Так, например, Вы можете поставить в известность потерпевшего о том, что с Вашей стороны добросовестно выполнены все обязанности перед страховщиком и рекомендовать ему обратиться за регламентной выплатой в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, защититься от исков коллекторов и т.д. В случае суда привлекайте Моторное (транспортное) страховое бюро Украины в качестве третьего лица, общайтесь с потерпевшим, чтобы он признал их соответчиком по делу. Это единственный законный путь решения вопроса компенсации ущерба без Вашего участия.

Что мы можем рекомендовать потерпевшим в таких случаях

Выходов в сложившейся ситуации может быть два.

Первый – это обратиться с иском к виновнику ДТП, но это лишает Вас дальнейшего права на получение возмещения от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Этот вариант не плохой, когда у Вас есть понимание, что у виновника есть возможность и желание исполнять решение суда. Если Вы не видите перспектив исполнения решения суда изначально, то нет смысла работать в этом направлении. Так, например, виновнику ничего не помешает переоформить автомобиль, собственником которого он был на третье лицо в случае угрозы его ареста и реализации для исполнения решения суда. Практика показывает, что так поступают очень многие. При этом, затраты на процесс неизбежны – судебный сбор, оценка ущерба, возможно судебная экспертиза, авансовый платёж в исполнительную службу, возможные затраты на юристов и т.д. Иными словами, кроме неполученного возмещения, можно ещё и понести существенные дополнительные затраты. Поэтому нет смысла в таких ситуациях действовать «из принципа наказать виновника», поскольку по итогу можно самому оказаться ещё в большем минусе. Если у виновника нет недвижимости, официального места работы, официальных доходов, нескольких транспортных средств – смысла связываться с взыскание ущерба с виновника нет, поскольку такое решение не имеет перспективы исполнения. При этом, получив решение суда о взыскании ущерба с виновника ДТП, Вы уже не сможете реализовать своё право на регламентную выплату Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

Второй вариант – это обращение за регламентной выплатой в Моторное (транспортного) страхового бюро Украины. Этот вариант также не простой и очень затяжной по времени, но он позволит получить возмещение в полном объёме. При этом инфляционные риски, учитывая сроки выплаты, останутся исключительно Вашей проблемой. Обращаться в Моторное (транспортного) страхового бюро Украины можно после того, как страховая компания была лишена лицензии. Кроме стандартного набора документов, нужно позаботиться о том, чтобы подать копию оценки материального ущерба, причинённого в результате ДТП. Особенную сложность это вызывает, когда автомобиль уже отремонтирован, а офисы страховой компании закрыты. В данном случае необходимо искать оценщика, который оценивал причинённый ущерб. Это можно делать самостоятельно. В идеале оценщик и должен был осматривать Ваш автомобиль. Если это делал не оценщик, то необходимо выходить на лицо, которое производило осмотр, узнавать у кого есть материалы осмотра и пытаться восстановить оценку.

Также этом можно делать через специализированные юридические фирмы как, например, «Финанс-сервис», которые поддерживают отношения с группами оценщиков, обслуживающих ранее проблемную страховую компанию. При отсутствии оценки реализовать право на возмещение ущерба будет невозможно. Если же вопрос с оценкой решён, то все пострадавшие, обратившиеся до определённой Моторным (транспортным) страховым бюро Украины даты, получат право на удовлетворение своих требований за счёт распределения гарантийного фонда страховой компании. Размер граничной выплаты на одного потерпевшего будет рассчитан следующим образом – из гарантийного фонда в полном объёме будут удовлетворены претензии, связанные с причинением ущерба жизни и здоровью. Оставшиеся денежные средства будут пропорционально разделены между всеми заявителями. Практика показывает, что размер граничной выплаты на одного потерпевшего находится в диапазоне 5000 – 13000 гривен. Если ущерб выше, то оставшиеся денежные средства можно будет получить, только после признания страховщика банкротом и утверждения его ликвидационного баланса.

Если следовать практике, то при условии, что в процессе банкротства не возникнет никаких вопросов, связанных с уголовным производством, сроки получения возмещения составят от 2 – 3 лет. Если же в процессе банкротства будут найдены основания и будет открыто уголовное производство, то сроки получения возмещения прогнозировать будет невозможно. Это связано с тем, что процедура банкротства, как правило, не закончится до привлечения виновных к уголовной ответственности или закрытия уголовного производства. Поэтому, перед тем как принимать окончательное решение, о пути получения страхового возмещения необходимо взвесить все факторы, влияющие на данное решение и не предпринимать никаких поспешных действий.

close

Оставьте свой номер
и мы Вам перезвоним